Постановление Совета Министров РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362
"Об утверждении Положения о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской
Федерации"
(с изменениями от 12.03.96)
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 27 октября
1993 г. № 176 "О регулировании земельных отношений и развитии
аграрной реформы в России" и от 16 декабря 1993 г. № 2162 "Об
усилении государственного контроля за использованием и охраной земель
при проведении земельной реформы" Совет Министров - Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления государственного
контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской
Федерации от 17 августа 1992 г. № 594 "Об утверждении Положения
о порядке осуществления государственного контроля за использованием
и охраной земель" (Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 510).
"Положение о порядке осуществления государственного
контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации"
Утверждено Постановлением СМ РФ от 23.12.93 N 1362
(с изменениями от 12.03.96)
I. Общие положения
II. Функции органов, осуществляющих госземконтроль
III. Права и обязанности должностных лиц органов осуществляющих
госземконтроль
IV. Порядок наложения штрафов за нарушения земельного
законодательства
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного
контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации
(далее именуется - госземконтроль). Этот порядок является обязательным
для исполнения всеми физическими, должностными и юридическими лицами.
2. Госземконтроль осуществляется соответствующими органами представительной
и исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то
государственными органами в соответствии с действующим законодательством.
Задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения всеми физическими,
должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства
в целях эффективного использования и охраны земель.
3. Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими
госземконтроль, являются:
Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству
и его органы на местах;
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации и его органы на местах;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской
Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации;
Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры
и строительства и его органы на местах.
Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами
представительной и исполнительной власти и между собой.
4. Главным государственным инспектором по использованию и охране
земель Российской Федерации является председатель Комитета Российской
Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, а заместители
председателя и начальник Управления государственного контроля за
использованием и охраной земель Комитета - заместителями главного
государственного инспектора по использованию и охране земель Российской
Федерации.
Главный государственный инспектор по использованию и охране земель
Российской Федерации и его заместители несут персональную ответственность
за организацию и осуществление госземконтроля в Российской Федерации,
а государственные инспектора по использованию и охране земель соответствующих
территорий и их заместители - на этих территориях.
Председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству
субъектов Российской Федерации, городов и районов являются государственными
инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий,
а заместители председателей и начальники подразделений государственного
контроля за использованием и охраной земель этих комитетов - заместителями
соответствующих государственных инспекторов по использованию и охране
земель.
Председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству
- государственные инспектора по использованию и охране земель субъектов
Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от
должности председателем Комитета Российской Федерации по земельным
ресурсам и землеустройству - главным государственным инспекторам
по использованию и охране земель Российской Федерации по согласованию
с органами исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации.
Должностные лица и специалисты Комитета Российской Федерации по
земельным ресурсам и землеустройству, комитетов по земельным ресурсам
и землеустройству субъектов Российской Федерации, городов и районов,
на которых возложено осуществление госземконтроля, являются инспекторами
по использованию и охране земель соответствующих территорий.
Главному государственному инспектору по использованию и охране
земель Российской Федерации, государственным инспекторам и инспекторам
по использованию и охране земель органами исполнительной власти
выдаются удостоверения установленного образца.
Главный государственный инспектор по использованию и охране земель
Российской Федерации и государственные инспектора по использованию
и охране земель имеют печать и бланки документов с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
II. Функции органов, осуществляющих госземконтроль
5. Органы Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству, Министерства охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской
Федерации по вопросам архитектуры и строительства, Государственный
комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации,
органы и учреждения государственной санитарно- эпидемиологической
службы Российской Федерации:
осуществляют госземконтроль в соответствии со своей компетенцией;
организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния
земель и функционального зонирования городов и других поселений;
принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства;
участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов, касающихся
использования и охраны земель;
вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных
и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести
к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам,
разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов,
негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной
продукции и водных источников;
информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности
его использования и принимаемых мерах по охране земель;
участвуют в согласовании градостроительной и землеустроительной
документации, в работе комиссий по приемке мелиорированных, рекультивированных
и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их
качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны
земель.
6. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству
и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами
земельного законодательства, установленного режима использования
земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
недопущением самовольного занятия земельных участков; предоставлением
сведений о наличии, состоянии и использовании земельных угодий,
а также о наличии свободного земельного фонда;
своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением
плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использованием
и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных
с нарушением земель; проектированием, размещением и строительством
объектов, оказывающих влияние на состояние земель;
своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению
земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления,
заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения,
захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию
земель;
соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств)
граждан о предоставлении им земельных участков;
установлением и сохранностью межевых знаков; своевременным возвратом
земель, предоставленных во временное пользование.
7. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации и его органы на местах осуществляют государственный контроль
за:
выполнением природоохранных требований при отводе земель под все
виды хозяйственной деятельности;
соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологий
и материалов для обработки почв, а также при размещении, проектировании,
строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов;
предотвращением захламления земель, загрязнения почв сточными водами,
пестицидами, минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными
веществами;
соблюдением установленного режима использования земель природоохранного,
природно-заповедного и рекреационного назначения;
осуществлением предусмотренных проектами землеустройства и другими
проектами мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов,
вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по охране почв
и рациональному использованию земельных ресурсов;
достоверностью сведений, используемых при ведении государственного
земельного кадастра, осуществлении мониторинга земель и землеустройства;
соблюдением земельного законодательства в части охраны земель;
пресечением самовольного занятия земель природоохранного, природно-заповедного
и рекреационного назначения;
выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;
выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения плодородного
слоя почвы, деградации земель и консервации выведенных из оборота
сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель.
8. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации осуществляют государственный контроль
за:
соблюдением санитарного законодательства при использовании земельных
участков, установлении охранных, санитарно-защитных, оздоровительных
и рекреационных зон, при проектировании и эксплуатации предприятий,
объектов по использованию, переработке и захоронению радиоактивных,
токсичных материалов и отходов производства;
предотвращением загрязнения земель возбудителями паразитарных и
инфекционных заболеваний.
9. Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры
и строительства и его органы на местах осуществляют государственный
контроль за:
соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности
в городах и других поселениях в соответствии с утвержденной градостроительной
документацией;
соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и других
поселений;
соблюдением установленного порядка использования территорий с особым
режимом градостроительной деятельности;
предотвращением самовольного строительства, сноса зданий и сооружений,
вырубки зеленых насаждений общего пользования в городах и других
поселениях;
предоставлением земельных участков в городах и других поселениях
в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями.
III. Права и обязанности должностных лиц органов,
осуществляющих госземконтроль
10. Главный государственный инспектор по использованию и охране
земель Российской Федерации и его заместители, государственные инспектора
по использованию и охране земель и их заместители, должностные лица
Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по вопросам
архитектуры и строительства и их органов на местах, Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации
органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации в соответствии с возложенными на них
функциями по осуществлению госземконтроля и в пределах своей компетенции
имеют право:
а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного
законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц
к ответственности;
б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении
ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства,
по вопросам отмены неправомерных решений, связанных и изъятием и
предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании
штрафов с физических и должностных лиц;
в) приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство,
разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию
объектов, проведение агротехнических, лесомелиоративных, геологоразведочных,
поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с
нарушением земельного законодательства, установленного режима использования
земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению,
загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию
эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие
почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся
по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное
заключение;
г) вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном
изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным
законодательством;
д) составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства
и передавать их на рассмотрение в соответствующие комиссии для привлечения
виновных к административной ответственности или рассматривать дела
о нарушениях земельного законодательства самостоятельно в пределах
установленных законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа,
налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты
труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда,
на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Должностные лица Государственного комитета санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации, органов и учреждений государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации рассматривают
дела о нарушениях земельного законодательства в порядке, установленном
Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения";
е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения
предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки,
находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные
участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами,
- с учетом установленного режима их посещения;
ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам
обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель,
устранения нарушений земельного законодательства;
з) получать от министерств и ведомств утвержденную в установленном
порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда;
и) привлекать в установленном порядке специалистов для проведения
обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий
по охране земель;
к) приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам
изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов
в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти,
суде, арбитражном суде);
л) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные
для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования)
строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их
приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих
права на землю. Главный государственный инспектор по использованию
и охране земель Российской Федерации и его заместители, государственные
инспектора по использованию и охране земель и их заместители, кроме
того, имеют право контролировать проведение аукционов, конкурсов,
заключение сделок по купле-продаже, дарению, обмену, залогу, сдаче
в аренду земельных участков и другие операции с землей и вносить
предложения о признании в установленном порядке недействительными
указанных операций, проводимых с нарушением действующего законодательства.
Инспектора по использованию и охране земель пользуются правами
государственных инспекторов по использованию и охране земель, указанными
в подпунктах "д" (за исключением права рассматривать дела
о нарушениях земельного законодательства самостоятельно), "е"
- "и" настоящего пункта.
Должностные и физические лица, препятствующие осуществлению государственного
контроля за состоянием, использованием и охраной земель, применяющие
угрозы насилия или насильственные действия по отношению к должностным
лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль,
несут установленную законодательством ответственность.
Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации в пределах
своей компетенции оказывают помощь должностным лицам специально
уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.
Должностные лица, осуществляющие госземконтроль, несут ответственность
за своевременное принятие мер к нарушителям земельного законодательства,
за объективность материалов проводимых проверок.
Убытки, причиненные собственникам земли, землевладельцам, землепользователям
и арендаторам неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих
госземконтроль, возмещаются в порядке, установленном законодательством.
Жалобы на действия (решения) должностных лиц, осуществляющих госземконтроль,
и на послужившую основанием для совершения действий (принятия решений)
информацию подаются вышестоящему должностному лицу или в суд. Главному
государственному инспектору по использованию и охране земель Российской
Федерации и его заместителям, государственным инспекторам по использованию
и охране земель и их заместителям, инспекторам по использованию
и охране земель при исполнении служебных обязанностей разрешается
в установленном порядке ношение огнестрельного оружия.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут
устанавливать гарантии социальной защиты должностных лиц, осуществляющих
госземконтроль.
11. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству
совместно с другими органами, осуществляющими госземконтроль, составляет
ежегодный отчет о контроле за использованием и охраной земель.
IV. Порядок наложения штрафов за нарушения земельного
законодательства
12. Органы Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам
и землеустройству, Министерства охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской
Федерации по вопросам архитектуры и строительства, Государственный
комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации,
органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией
в административном порядке налагают штрафы за нарушения земельного
законодательства в 2-месячный срок со дня обнаружения правонарушения,
а в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения
правонарушения.
13. Органы Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам
и землеустройству налагают штрафы за:
самовольное занятие земельных участков, а также противоправные
действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное
занятие земель;
нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение
обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой,
водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние
почв;
использование земельных участков не по целевому назначению, а также
способами, приводящими к порче земель;
систематическое не внесение платежей за землю;
захламление земель, порчу и уничтожение плодородного слоя;
нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение
обязанностей по проведению их в состояние, пригодное для использования
по целевому назначению;
проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию
объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
искажение сведений о состоянии и использовании земель;
нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о
предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии
свободного земельного фонда; уничтожение межевых знаков;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных
должностными лицами органов, осуществляющих госземконтроль, предписаний
по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.
14. Органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации налагают штрафы за:
самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного,
оздоровительного и рекреационного назначения;
захламление земель;
загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами,
производственными отходами и сточными водами;
порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, нерациональное использование
сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий
по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению
других процессов, ухудшающих состояние почв;
невыполнение обязанностей по приведению временно занимаемых земель
в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию
объектов, отрицательно влияющих на экологическое состояние земель;
противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие
за собой самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного,
оздоровительного и рекреационного назначения, а также за нарушением
установленного режима использования указанных земель, других земель
с особыми условиями использования;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных
должностными лицами Министерства и его органов на местах предписаний
по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.
15. Органы Государственного комитета Российской Федерации по вопросам
архитектуры и строительства налагают штрафы за:
самовольное занятие земельных участков, а также противоправные
действия должностных лиц, повлекшие за собой самовольное занятие
земель в городах и других поселениях;
самовольное строительство;
использование земельных участков не по целевому назначению, нарушение
утвержденной градостроительной документации при отводе земель;
проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию
объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных
должностными лицами Комитета и его органов на местах предписаний
по вопросам устранения нарушений земельного законодательства;
нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о
предоставлении земельных участков в городах и других поселениях.
16. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации налагают штрафы за:
самовольное строительство в случае нарушения санитарно-эпидемиологических
правил и норм по охране почв;
проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно
влияющих на состояние земель;
загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами,
заражение возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных
заболеваний;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных
должностными лицами Комитета, органов и учреждений государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предписаний
по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.
17. Дела о правонарушениях, указанных в пунктах 12-16 настоящего
Положения, рассматриваются комиссиями специально уполномоченных
органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством
об административных нарушениях, а также государственными инспекторами
по использованию и охране земель и должностными лицами этих органов
согласно их компетенции, установленной в подпункте "д"
пункта 10 настоящего Положения.
18. Суммы штрафов за нарушение земельного законодательства поступают
при наложении их:
органами Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству - на формирование специальных денежных фондов комитетов
по земельным ресурсам и землеустройствам в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об
усилении государственного контроля за использованием и охраной земель
при проведении земельной реформы";
органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации, органами и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии
с Законами РСФСР "Об охране окружающей природной среды"
и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
- на формирование внебюджетных экологических фондов;
органами Государственного комитета Российской Федерации по вопросам
архитектуры и строительства - в соответствующие бюджеты.
При неуплате штрафа в 15-дневный срок взыскание денежных средств
в размере суммы штрафа с юридических лиц (за исключением иностранных
и международных организаций), привлеченных к административной ответственности
за нарушение земельного законодательства, производится в бесспорном
порядке на основании постановлений должностных лиц или комиссий
специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.
Взыскание денежных средств с иностранных и международных организаций,
предпринимателей без образования юридического лица, должностных
лиц и граждан производится на основании решения арбитражного суда
или суда.
19. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству,
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации и Государственный комитет Российской
Федерации по вопросам архитектуры и строительства издают инструкции
и дают разъяснения о порядке осуществления госземконтроля и утверждают
формы удостоверения государственного инспектора по использованию
и охране земель и других документов, необходимых для осуществления
госземконтроля. |